КТО ЛУЧШИЙ ИЗ 4-Х КАТЕГОРИЙ ЛЮДЕЙ, ОБРАЩАЮЩИХСЯ К БОГУ? "О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: попавшие в беду, жаждущие богатства, любознательные и стремящиеся постичь Абсолютную Истину" (Б.-г., 7.16). Материальный мир полон страданий, которые не обходят стороной ни грешников, ни праведников. Зимой холодно любому, будь он праведником или грешником, богачом или бедняком. Однако праведник отличается от грешника тем, что, испытывая страдания, он всегда вспоминает о Боге. Когда такой человек попадает в беду, он идет в церковь и молится: "О Господь, мне так тяжело. Пожалуйста, помоги мне". Даже если он просит о чем-то материальном, его все равно следует считать праведником, потому что, страдая, он обращается к Богу. Точно так же благочестивый бедняк, приходя в церковь, просит Бога: "О Господь, пошли мне, пожалуйста, немного денег". В отличие от страждущих и бедняков, любознательные - это в большинстве своем люди разумные, ищущие. Они все время что-то изучают, стремятся познать окружающий мир. "Кто такой Бог?" - спрашивают они и, чтобы выяснить это, проводят научные исследования. Их тоже относят к праведникам, ибо они ведут свои поиски в верном направлении. А гьяни - это мудрец, или тот, кто постиг свою духовную природу. Гьяни может думать, что Бог безличен, но, поскольку он ищет прибежища у высшего начала, у Высшей Абсолютной Истины, его также следует считать праведником. Людей, относящихся к этим четырем типам, называют сукрити, благочестивыми, так как все они обращаются к Богу. ИЗ ЧЕТЫРЕХ ТИПОВ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ ОБРАЩАТЬСЯ К БОГУ, САМЫМ ЛУЧШИМ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО, ИЗУЧАЯ ФИЛОСОФИЮ, ПЫТАЕТСЯ ПОСТИЧЬ БОГА И ОБРЕСТИ СОЗНАНИЕ КРИШНЫ. Кришна говорит, что такой человек очень дорог ему, поскольку он посвятил свою жизнь познанию Бога. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ НАХОДЯТСЯ НА БОЛЕЕ НИЗКОМ УРОВНЕ. … Человек в сознании Кришны равнодушен к материальным страданиям, к позору или славе. Он прекрасно знает, что страдания, почет или бесчестие относятся только к материальному телу, а сам он отличен от тела. Когда Сократа, который верил в бессмертие души, приговорили к смерти и спросили, как лучше его похоронить, он ответил: "Сначала попытайтесь поймать меня". Таким образом, тому, кто осознал, что он не тело, нечего бояться, поскольку он знает, что душу нельзя поймать, замучить, убить или похоронить. Человек, постигший науку о Кришне, хорошо понимает, что он отличен от своего тела, что он - неотъемлемая частица Кришны, что его с Кришной связывают вечные отношения и что, хотя он и находится в материальном теле, ему не следует поддаваться влиянию трех гун материальной природы. ЕГО НИСКОЛЬКО НЕ ПРИВЛЕКАЮТ ГУНЫ БЛАГОСТИ, СТРАСТИ И НЕВЕЖЕСТВА, ЕГО ИНТЕРЕСУЕТ ТОЛЬКО КРИШНА. Такого человека называют гьяни, мудрецом, и он очень дорог Кришне. БЕДНЯК, РАЗБОГАТЕВ, МОЖЕТ ЗАБЫТЬ О БОГЕ, НО ГЬЯНИ, КОТОРОМУ ИЗВЕСТНО ИСТИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БОГА, НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕТ О НЕМ. Существует категория гьяни, именуемых имперсоналистами, которые говорят, что, поскольку поклоняться чему-то безличному чрезвычайно трудно, нужно создать образ Бога в своем воображении. ЭТО НЕ НАСТОЯЩИЕ ГЬЯНИ, ЭТО ГЛУПЦЫ. Никто не способен представить себе образ Бога, ведь Бог необычайно велик. Вы можете придумать какой-нибудь образ, но он так и останется плодом вашей фантазии, не имеющим ничего общего с настоящим образом Бога. Наряду с теми, кто выдумывает образ Бога, есть и такие, которые вообще отрицают всякий Его образ. ОНИ ТОЖЕ НЕ ИМЕЮТ С ГЬЯНИ НИЧЕГО ОБЩЕГО. Их называют иконоборцами. Во время индусско-мусульманских столкновений в Индии некоторые индусы, врываясь в мусульманские мечети, разрушали их, и мусульмане отвечали им тем же, разбивая статуи и изображения Бога в индусских храмах. При этом и те и другие думали: "Мы убили индусского Бога" или: "Мы убили Бога мусульман". Это похоже на то, как в свое время многие индийцы, участники движения сопротивления Ганди, разбивали на улицах почтовые ящики, считая, что так они уничтожат государственную почтовую службу. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МЫСЛЯТ ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ, НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ГЬЯНИ . В ОСНОВЕ ВСЕХ РЕЛИГИОЗНЫХ РАСПРЕЙ МЕЖДУ ИНДУСАМИ И МУСУЛЬМАНАМИ, ХРИСТИАНАМИ И НЕХРИСТИАНАМИ ЛЕЖИТ НЕВЕЖЕСТВО. Тот же, кто обладает знанием, понимает, что Бог един: Он не может быть только "мусульманским", "индусским" или "христианским". МУДРЕЦОМ, ИЛИ ГЬЯНИ, НАЗЫВАЮТ ТОГО, КТО В СОВЕРШЕНСТВЕ ПОСТИГ НАУКУ О БОГЕ. Человек, который знает только то, что "Бог милостив", находится на начальной ступени процесса познания, но те, кто по-настоящему осознал величие и милосердие Бога, поднимаются на более высокий уровень. Это знание изложено в "Шримад-Бхагаватам" и в "Бхагавад-гите". И ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТРЕМИТЕСЬ ПОЗНАТЬ БОГА, ВАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ НАУКУ О БОГЕ, "БХАГАВАД-ГИТУ". … "Все эти преданные, несомненно, благородные души, но того, кто познал Меня, Я считаю неотличным от Себя Самого. Занимаясь трансцендентным служением Мне, такой преданный обязательно достигнет Меня - высшей и совершенной цели" (Б.-г., 7.18). Здесь Кришна говорит, что, хотя Он с радостью принимает всех - тех, кто приходит к Нему в несчастье, в нужде или из любопытства, - ОСОБЕННО ДОРОГ ЕМУ ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ЗНАНИЕМ. Кришна не отвергает и остальных, так как если они и дальше будут идти по пути, ведущему к Богу, то СО ВРЕМЕНЕМ ДОСТИГНУТ ТОГО ЖЕ УРОВНЯ, ЧТО И МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК. Однако чаще всего если люди, которые идут в церковь, чтобы попросить Бога о чем-то материальном, не получают желаемого, тогда они приходят к выводу, что обращаться к Богу не имеет смысла, и вообще перестают посещать церковь. ТАКАЯ ОПАСНОСТЬ УГРОЖАЕТ ВСЕМ, КТО ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ ИЗ КОРЫСТНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ. Например, как писали газеты во время Второй мировой войны, жены немецких солдат ходили в церковь и молились, чтобы их мужья вернулись домой живыми, но, узнав, что они погибли, многие из них перестали верить в Бога. Таким образом мы отводим Богу роль исполнителя наших желаний, а когда Он не выполняет их, заявляем, что Бога нет. Вот что происходит, когда люди обращаются к Богу с просьбами о чем-нибудь материальном. … Таким образом, даже тот, кто страдает и нищенствует, но при этом стремится к Богу так же решительно, как Дхрува, в надежде увидеть Господа и снискать Его благословение, увидев Бога, избавляется от всех материальных желаний. Такой человек осознает всю никчемность материальных приобретений, и, когда он сбрасывает покров иллюзии, ему открывается истина. КОГДА ЧЕЛОВЕК, ПОДОБНО ДХРУВЕ МАХАРАДЖЕ, ОБРЕТАЕТ СОЗНАНИЕ КРИШНЫ, ОН ИСПЫТЫВАЕТ ПОЛНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ И ЗАБЫВАЕТ ОБО ВСЕХ СВОИХ ЖЕЛАНИЯХ» (Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, «На пути к Кришне»).